Рыцарь-командор
NB. Канон не даёт нам полном информации об общественном устройстве и некоторых других деталях жизни в Тевинтере, поэтому часть информации отражает мнение мастеров о каноне, а часть додумана на основании имеющихся сведений.

География

Империя Тевинтер расположена на жарком севере континента. На юге она граничит с молодым государством Неваррой, на востоке с Антивой, управляемой торговыми принцами, на западе — с Андерфелсом, краем песчаных бурь. С севера Тевинтер омывается морем Нокена, в водах которого находятся острова Пар-Воллен и Сегерон, принадлежащие народу кунари, с которым у Тевинтера постоянно то вспыхивает, то тлеет война. На берегу моря Нокен расположена столица империи — портовый город Минратос.

Если Андерфелс может похвастаться разве что пустынями, а Сегерон зарос буйными джунглями, то в Тевинтере климат более мягкий и приятный для жизни, хотя и жаркий. Ландшафт в основном равнинный, есть и горы — Высокие пределы на севере и Сто Столпов, служащие границей между Тевинтером и Антивой. На границе с Неваррой находится полоса степей.

Большинство тевинтерцев по своей внешности типичные южане: смуглые, темноглазые и темноволосые. Их язык похож на латынь.

Эта страна во многом напоминает Грецию (Византию) и Древний Рим, в том числе некоторыми моментами своей истории.

История

Когда-то Тевинтер был могучей империей, распространившей свою власть практически на весь континент. Именно предки тевинтерцев создали первое крупное человеческое государственное образование в Тедасе — сперва это было королевство со столицей в Минратосе, — и именно они сокрушили древнюю империю эльфов, а вчерашних её владык сделали своими рабами. Эта победа стала возможна благодаря активному изучению и использованию магии.

Усиление влияния магов в обществе привело к тому, что в Тевинтере установился новый строй — магократия. Самый могущественный из магов объявил себя архонтом, а страну империей. Маги стали аристократией Тевинтера. Самые высшие из них, заслужившие титул магистра, составили Магистериум, совет магистров. Сперва он собирался лишь для решения магических вопросов, но со временем обрёл всю полноту власти и фактически стал осуществлять управление государством. Именно Магистериум утверждал нового архонта, выбираемого либо из детей, либо, в случае из отсутствия, учеников предыдущего правителя, а при отсутствии наследников — из магистров.

Со временем баланс власти менялся в пользу архонта, сосредотачивающего в своих руках императорскую власть, но в том или ином виде такой государственный строй сохраняется в Тевинтере уже тысячи лет.

В период расцвета империя могла похвастаться силой учёной мысли, множеством трактатов о магии, удивительными экспериментами и открытиями. Государство поощряло развитие науки, и учёные в Тевинтере до сих пор процветают.

Неудивительно: ведь магическая мощь сделала войско империи самым сильным в мире. Тевинтер присоединил к себе земли до самого Ферелдена, и до сих пор на далёком юге стоят развалины имперских крепостей, а ферелденцы ещё путешествуют по проложенным древними тевитерцами дорогам.

На памятниках, оставшихся с той поры, часто встречаются изображения драконов — богов империи. Сейчас их называют Древними Богами. Их было семь, шесть драконов и одна драконица, а во главе пантеона стоял Думат, Дракон Тишины, повелитель мира мёртвых. Культ драконов имел множество тайн, доступных лишь жрецам, и, как считается, был тёмным и жестоким, требовавшим жертвоприношений. Андрастианская Церковь ныне утверждает, что семеро Древних вовсе не боги: они взбунтовались против Создателя, и Он погрузил их в сон, но гордые драконы через Тень связались с магами и обучили их мерзкой магии крови, да ещё и объявили себя божествами. Так или иначе, древние тевинтерцы в самом деле не почитали Древних создателями мира и верили, что дал жизнь всему сущему некий Творец, который, впрочем, считался слишком далёким и великим для поклонения.

Не зря через несколько веков Андрасте обвинила лордов-магистров в гордыне: именно тевинтерские маги, которые были верховными жрецами Древних Богов, пошли на приступ Золотого Града Создателя в безумной попытке достичь божественной власти. За это они были поражены скверной, и на земли Тевинтера обрушился Мор. Он продолжался двести лет и не оставил от могущества древней империи почти ничего. Исчезли тайны, был забыт культ драконов, потеряны были завоёванные земли, погибло множество людей, пали города.

А после победы над Мором империю ждал ещё и Священный поход Андрасте — небывалое восстание рабов. И, хотя Андрасте была казнена магистрами, она в конечном итоге одержала победу: её учение распространилось по всем землям империи, бывшим и нынешним. Это не прошло бескровно: многие высокопоставленные маги отказались перейти в новую веру. Последовало народное восстание, свержение знати и массовое кровопролитие. Это событие стали называть Преображением.

Однако гордый Тевинтер перестал бы быть собой, если бы подчинился правлению Белой Жрицы, чей голос звучал из Вал Руайо — столицы молодой тогда империи Орлей. Тевинтер поставил собственного главу Церкви, которого весь остальной Тедас стал называть Чёрным Жрецом, потому что, вопреки всем заветам, тевинтерцы посмели отдать этот титул мужчине (и до сих пор в имперской церкви священнослужителями являются представители обоих полов), более того — магу. Ведь причина раскола была не только в политике: тевинтерские церковники по-своему трактовали заповедь Андрасте "Магия для человека, а не человек для магии" и куда мягче относились к магам. Маги должны служить обществу, говорили они, способствовать величию империи, а не быть заперты в Кругах. Единственной уступкой стал запрет на использование магии крови, способной подчинять разум.

Белая Жрица обрушила на империю несколько Священных походов, но безрезультатно: имперская армия всё ещё заслуживала звание лучшей в мире. Эти события произошли в годы Чёрного века (раскол) и Священного века (религиозная война), то есть более чем за пятьсот лет до событий игры.

Со временем был достигнут если не мир, то вооружённый нейтралитет, но покой не длится долго: триста лет назад на северном побережье высадилась армия кунари. Большая часть Тевинтера была захвачена рогатыми воинами, ненавидящими магию и противопоставляющими им взрывчатку, ядовитые газы и другие военные хитрости. Долгое время длилась война, и к настоящему моменту кунари отброшены назад. Однако до сих пор за остров Сегерон и северные земли Тевинтера ведутся военные действия.

Ныне империя является тенью прежней себя. Однако старые традиции не умерли, несмотря на ужас всего мира перед ничем не сдерживаемой властью магов и до сих пор не отменённым рабовладением. Сохранились и более похвальные обычаи, такие как научные изыскания, высокое магическое искусство, мощь армии, сдерживающей кунари на севере. Но научные открытия часто оплачены кровью множества рабов-эльфов, а силу войска поддерживают в основном маги, которые в любой момент могут стать одержимыми. Кроме того, уже много столетий весь мир расплачивается Морами за гордыню тевинтерских магистров. Понятно, почему весь Тедас относится к империи, мягко говоря, настороженно. Тевинтерцы отвечают на это высокомерием: по сравнению с их древней культурой все прочие кажутся им варварскими.

Общество

Общество в Тевинтере сейчас, как и тысячу лет назад, делится на три сословия: альтус — потомственные маги, лаетани — маги, рождённые в не-магических семьях и сопорати — люди, лишённые магических способностей. Маги, коих немного, являются аристократами и обладают всей полнотой власти, занимая важнейшие посты в правительстве. Угнетённые сопорати нередко поднимают бунты, однако и для них есть шанс выбраться наверх: прежде всего это служба чиновника, ибо чиновничий аппарат в Тевинтере огромен, бюрократия ужасающая, в служащих есть нужда, а амбициозный человек себе дорогу пробьёт. Тем более что и в среде магов действует этот принцип: лорд-магистр — не наследственный титул, его надо заслужить. Разумеется, существуют могущественные семьи, но это не дворяне в привычном нам понимании.

И, наконец, есть рабы. Большинство из них эльфы, но есть и потомки военнопленных-людей. В древности, как и сейчас, тевинтерец по крови не может стать рабом. Однако со временем положение несколько изменилось: ныне подданный империи может сам себя продать (обычно за долги) и стать закупом. Он служит государству или частному хозяину на кабальных условиях, но может выкупить себя, дети его остаются свободными людьми и в целом несвобода его прежде всего экономическая. Настоящий же раб является лишь вещью, говорящим орудием. Каждая часть тела раба, даже плод во чреве матери-рабыни — собственность хозяина. Чувства раба ему не принадлежат. Единственное, от чего раб защищён законом — от грязи (чтобы не распространять эпидемии, хозяин должен заботиться о чистоте рабов) и от убийств и истязаний с целью использовать магию крови. Поэтому все рабы зарегистрированы государством (все документы должны быть в порядке!), на них существует налог, а чрезмерная смертность рабов может стать основанием подозревать хозяина в запретной магии. Однако просто убить раба никто хозяину не помешает. Ведь это всего лишь вещь.

Обычаи

В повседневной жизни Тевинтера везде видны следы древних обычаев. Многие праздники имеют восходят к культу богов-драконов. Например, Андоралии — праздник в честь Дракона Цепей Андорала сейчас отмечается как день середины лета, подходящий для свадеб. Круги Магов расположены в бывших храмах Древних Богов, изображения драконов до сих пор встречаются повсюду. Старая вера забыта, но сейчас образ дракона символизирует сам Тевинтер, его силу и славу. Тем более что империя и сейчас может гордиться своей архитектурой, часто созданной с помощью магии, и другими произведениями искусства. Хотя для чужаков они выглядят, пожалуй, чересчур мрачно: строгие архаичные фрески в тёмных тонах, нередко встречающиеся статуи рабов.

Также в Тевинтере иностранцев удивляет повсеместная распространённость магии. Магов в империи, как и везде, рождается немного, но они ходят повсюду и могут колдовать хоть на улицах. Не все маги так уж влиятельны, многие в политической борьбе не участвуют, а то могут и родиться рабами, но те, что наиболее заметны и могущественны, создают впечатление разнузданной магической свободы.

Однако, как и везде, свобода не бывает полной. И, хотя, например, храмовники находятся на короткой привязи, у аристократии Тевинтера есть свои запреты. Скажем, однополые связи крайне не одобряются обществом: с древних времён подобные контакты разрешены только с рабами и считаются унижением для человека свободного. Кроме того, маг должен непременно передать свой дар потомкам. Во всём остальном Тедасе никто так не задумывается о "неправильности" однополых отношений, никому дела до этого нет. Кроме, как ни странно, презираемых тевинтерцами эльфов.

Как можно понять, в этом плане Тевинтер более патриархален, чем прочие страны, здесь более внимательно относятся к "правильной" мужественности мужчины и женственности женщины. Да и глава Церкви — мужчина. Даже женская одежда и головные уборы в среде аристократии сложны, монументальны и не позволяют свободно двигаться. Впрочем, и здесь женщины свободно берут в руки оружие, занимают различные должности, а уж назвать слабой женщину-магессу никому тем более в голову не придёт.

Однако стоит отметить, что все эти подробности жизни в империи неведомы большинству. Для всего Тедаса Тевинтер — страна еретиков, где правят маги, постоянно использующие магию крови и приносящие в жертву рабов, страна опасная, странная. Все помнят, что магистры сожгли заживо Невесту Создателя, что против Тевинтера был объявлен не один Священный поход. Никому, право, не интересно, какие в этом краю праздники, искусство и каково положение женщин. Мало кто рискует ездить в Тевинтер, даже маги из других стран редко сбегают туда — да и кому нужен иностранец в империи, где магов и без того полно? Да и кто захочет жить в стране, где до сих пор существует рабство? И только гномы охотно торгуют с имперцами, как и тысячи лет назад.

Ничего хорошего не может идти из Тевинтера. Так считает весь цивилизованный Тедас.

@темы: культура, кодексы